Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Администрация Трампа встала на защиту России против санкций DASKA

Администрация Трампа встала на защиту России против санкций DASKA

санкции за вмешательство России в выборы США (против политических фигур, олигархов и госкомпаний; против кибернетического сектора, против российских СПГ-проектов за рубежом, против госдолга России и банков, «поддерживающих вмешательство в демократические процессы» любого иностранного государства);
санкции за действия России по отношению к Украине (против зарубежных энергетических проектов России, против разработки нефти в России, против российских судостроительных компаний).

Прежняя версия предполагала, что практически все эти санкции вводятся в обязательном порядке, просто по факту подписания данного закона.

Грэм и Менендес пересмотрели механизм введения санкций. Теперь подразумевается, что ограничения из первой категории будут вступать в силу, только если госсекретарь США и директор Национальной разведки не смогут подтвердить конгрессу, что Россия не вмешивалась в выборы. Аналогично, ограничения из второй категории будут вводиться только, если госсекретарь и директор разведки не смогут заверить конгресс, что Россия прекратила «наступательные военные операции» на Украине.

Германия попросила США не вводить санкции против «Северного потока-2»

Политика

Но администрация Трампа заявляет, что эти «спусковые механизмы» для введения санкций абсолютно неадекватны. Они сформулированы таким образом, что администрация, действуя добросовестно, никогда не сможет достоверно подтвердить отсутствие какого-либо факта, а значит санкции должны будут вводиться в любом случае. Иными словами, если правительство США не располагает сведениями о вмешательстве России в выборы, это формально не означает, что она действительно не вмешивалась. Или же факты вмешательства могут быть несущественными и не оправдывать введение санкций, но власти все равно будут не вправе заявить, что вмешательства не было — то есть опять же санкции должны быть введены автоматически. «Целью этого видится создание повода для изначального признания России виновной, что портит весь процесс санкционных решений», — пишет Госдеп.

Нежелательные последствия для Европы

Еще одна поправка, которая официально не опубликована, подразумевает, что вместо санкций в отношении российских «энергетических проектов за пределами России» будут вводиться санкции в отношении «проектов по разведке и добыче нефти и газа за пределами России, в которых Россия владеет от 33% доли или большинством голосующих прав». Санкции будут вводиться против лиц и компаний любой национальности, которые осуществляют инвестиции в такие проекты. Но администрация Трампа считает, что формулировки должны быть сужены до только «иностранных лиц и компаний», чтобы исключить возможные санкции против американских энергетических компаний. Кроме того, нужно разрешить президенту США налагать такие санкции, но не обязывать делать это.

Меркель выступила против связанных с «Северным потоком-2» санкций США

Политика

Также DASKA предполагает санкции против лиц и компаний, инвестирующих в проекты по разработке нефтяных ресурсов на территории России. «Это означает, что санкции будут применяться в том числе к российским компаниям, осуществляющим такие инвестиции. Поэтому если «Роснефть» или любая другая российская нефтекомпания начнет новый проект по освоению нефти в России, такая компания тоже должна быть подвергнута санкциям», — пишет Госдеп.

В целом «во многих случаях этот законопроект нанесет ущерб глобальным рынкам, американской, европейской и другим ключевым экономикам без достаточных выгод, чтобы оправдать такие побочные эффекты», утверждает администрация. Санкции в отношении российских энергетических проектов без должной гибкости и калибровки «угрожают последствиями для Европы, которые ставят под сомнение трансатлантическое единство санкционной политики».

Так, например, возможные санкции против российского судостроительного сектора могут нанести урон европейским экономикам. «Дания и Норвегия имеют существенные связи с российским судостроением», и есть риск, что санкции против «частной российской компании, обладающей ограниченными связями с Кремлем», затронут рабочие места и экономики этих европейских стран, отмечается в письме.

Секретные вопросы к докладу о Путине

Госдепартамент подтверждает, что администрация Трампа в настоящее время не поддерживает санкции против нового российского госдолга. «Расширение санкций на российский суверенный долг может повредить конкурентоспособности крупных компаний США, управляющих активами, и маркетмейкеров, поскольку российский долг составляет значительную долю в индексах ведущих развивающихся рынков», — говорится в письме.

У DASKA в его нынешнем виде есть противоречия с Конституцией США. Так, администрация указывает на текущие формулировки «политики в отношении Крыма», согласно которым США «никогда не признают незаконную попытку аннексии Крыма Российской Федерацией» по аналогии с «непризнанием советской аннексии государств Балтии». Администрация Трампа занимает чуть более гибкую позицию, отмечая, что в законе будет лучше сослаться на Крымскую декларацию Госдепартамента от июля 2018 года. Несмотря на то что она тоже говорит о безусловном непризнании Крыма в составе России, администрация подчеркивает, что «конституционные полномочия президента США дают ему эксклюзивную ответственность по признанию легитимности и территориальных границ иностранных суверенных государств».

Статью о необходимости для госсекретаря определить, соответствует ли Россия критериям для признания государством — спонсором терроризма, нужно исключить из законопроекта, считает Госдеп. «Если Госдепартамент в конечном счете признает, что Россия не оказывала систематическую поддержку международному терроризму, отчет с таким выводом может невольно послужить интересам российской пропаганды», — аргументирует ведомство.

Есть вопросы у Госдепартамента и к пункту законопроекта DASKA о необходимости для Национальной разведки составить отчет о личном богатстве и активах президента России Владимира Путина. «Есть беспокойства по поводу Статьи 711 законопроекта [об активах Путина], которые могут быть направлены в секретной форме», — отмечается в письме.

В результате администрация заключает, что DASKA нуждается в серьезных изменениях, чтобы президент США мог его подписать, если он будет одобрен сенатом и палатой представителей.

К настоящему времени, несмотря на одобрение профильным комитетом, сроки рассмотрения DASKA в американском сенате не определены.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Автор:
Иван Ткачёв

При участии:
Юлия Выродова
Источник